1. Supermoto
  2. MiniMotard
  3. FlatTrack

SM3

MM3

FTDT

Текст: Сергей Тургенев 
Фото: архив автора
konvertacia1
 
После просмотров роликов в интернете, ты потерял покой и сон? Тебе снятся странные мутанты, страшная смесь кроссача и спортбайка? Поздравляю! Ты заболел супермото!
Возможность проехать практически везде, ни взирая на состояние дорожного покрытия, гонять на асфальтовом треке, безбоязненно съезжая на грунтовые участки, позволит специально подготовленный мотоцикл - мотард. Конечно, самое простое решение это купить изготовленный на заводе мотоцикл. Многие производители, держа «нос по ветру», имеют подобные аппараты в своей модельной линейке. Но как говорится  «это не наш путь!»
Для начала нужно определиться с главным вопросом, для каких условий вам нужен мотоцикл? Существует три основных направления использования моторадов: городская эксплуатация, стант-райдинг и гонки супермото. От того, где и как планируется использовать мотард, зависит очень многое. В первую очередь это выбор базового «донора» для переделки, а во вторую, количество и стоимость работ. 
Давайте ниже попробуем разобраться с основными видами превращения вашего кроссового мотоцикла (или эндурика) в мотард. 
Вариант номер один:
Я хочу иметь мотоцикл достаточно легкий в сравнении с дорожными – туристическими моделями. Мотоцикл должен обладать большими ходами подвесок, чтобы безболезненно гонять  по лестницам, бордюрам и прочим городским препятствиям. Но в то же время мотард должен быть достаточно практичным и «комфортным»  для ежедневного использования и легкого «дальнобоя». Идеальный вариант, в таком случае, на мой взгляд, это постройка мотарда на базе легендарной Honda XR650R. Хотя здесь вполне подойдут и другие большие одноцилиндровые эндурики типа Honda XR400, Suzuki DR-Z400, Yamaha TTR600, Kawasaki KLR650, Suzuki DR650 и пр. Так же неплохо подходят и довольно просто конвертируются эндуро KTM 620-640 с двигателем LC4. 
Чем же так хорош XR? Он довольно надежен, оснащен мощным двигателем, а главное в продаже множество тюнинга и готовых комплектов для переделки Honda в супермотард!
 
konvertacia2
 
 
Итак, что нужно будет купить для самостоятельной конвертации?:
-   колеса на 17”
-   передний тормозной диск 320мм(можно не плавающий),
-   переходник для суппорта
-   защиту руля
-   желательно специализированное переднее  крыло для супермотардов.
konvertacia3
 
Это минимальный набор для того чтобы ваш эндуро превратился в мотард. Вот хотелось бы сразу оговориться. Строя  мотард из большого тяжеленького эндуро, не стоит ожидать, что на гонках вы будете приезжать в «призах». Нет. Для этого стоит подобрать другого донора. Поэтому я не советовал бы вкладывать большие деньги в переделку и покупать всякие там проскальзывающие сцепления и прочие вкусности. Но если все-таки хочется пойти дальше, и позволяют финансы, то покупаем четырехпоршневой передний суппорт и тормозную машинку большей производительности. Это предотвратит перегрев и провал передних тормозов при серии интенсивных торможений на асфальте или тренировке «стоппи». Так же для увеличения мощности стоит поменять стоковую выхлопную систему на прямоток и настроить карбюратор. Кстати в Америке очень распространен тюнинг карбюратора путем его замены на аналог например от Edelbrock.
Вариант номер два:
У вас неплохо получается ездить по пересеченной местности на спортивном эндуро. Вам очень хочется сохраняя возможность кататься по дёрту, добавить опцию «езда на картодроме».
Подходящие «доноры»: Yamaha WR450F, KTM EXC 450-530, Honda CRF450X.
 
konvertacia4
 
Если хочется сделать все быстро, то можно купить готовый набор (Kit). Такие наборы сейчас предлагают многие компании, напримерhttp://www.motostrano.com/sucoki.html
Можно постараться минимизировать затраты – собирать, установить и подогнать все самому. 
-Помимо колес, тормозов, защит руля и крыла понадобятся следующие, совсем  не дешевые вещи. 
-Проскальзывающее сцепление, набор продвинутых клапанов в вилку и амортизатор (например от Race Tech). 
-Пружины с прогрессивной характеристикой. Желательно еще и траверсы с меньшим углом наклона вилки. 
-Необходим хороший прямоточный тюнинговый выхлоп для снижения веса и увеличения мощности. 
-Слайдеры на колесные оси. 
-Слайдеры на подножки. 
-Бачок, куда нужно завести все трубочки перелива бензина и тосола(обязательно для гонок по регламенту).
Получившийся таким образом мотоцикл будет вполне конкурентоспособен на гонках. Он реально даст вам прочувствовать что такое настоящий супермотард. И при этом такой мотоцикл при всех его наворотах остается дорожно-легальным. То есть у вас есть ПТС, возможность поставить фару когда катаетесь по городу  и т.д.
Опять таки никто не отнимал у вас возможность поставить обратно все эндурное хозяйство и поехать месить грязь! Одним словом, сказка.
Вариант номер три:
Вариант для психов. Хотя кто здесь нормальный? Прежде чем браться за такое, подумайте! Может лучше купить девушке браслетик с бриллиантами? Или сделать ремонт в квартире? 
Вобщем строим экстремально заряженный снаряд для побед в гонках. Бескомпромисный и беспощадный. Сомневаюсь что вы захотите ездить на нем на работу. Эти  мотоциклы созданы побеждать, они точны как бритва, они управляются силой мысли. Но и расплата за это – стоимость конвертации  и ограниченный ресурс. 
Строить мотик верхнего уровня нужно только из четырехтактного кроссового мотоцикла с объемом от 450кубов. Вы их все прекрасно знаете Honda CRF450R, Yamaha YZ450F, Suzuki RM450Z, Kawasaki KX450F, KTM SXF450 (530 тоже пойдет).
 
konvertacia5
 
Тут уже нам понадобятся только лучшие компоненты. 
Колеса Excel или Marchesini. Ступицы Talon. Резина слик для супермото. Учтите, что для мокрой погоды понадобится еще и комплект дождевого слика. Тормозная машинка радиального действия. Это системы от контор Brembo, Magura, Braking, Beringer, Motomaster, FTE. Суппорт очень желателен с радиальным креплением. Для этого придется поменять нижнюю часть вилки(например тюнинг от компании race tech). Так же у этих «ног» смещен назад центр колесной оси что тоже помогает супермотарду в поворотах. Траверсы с регулируемым или фиксированным под супермото углом. Установка поршневой увеличенного объема, чтобы уж точно быть быстрее всех на прямых. Установка тюнингованного натяжителя цепи ГРМ(с фиксацией контргайкой). Радиаторы охлаждения увеличенного размера чтобы справиться с подросшим объемом. Проскальзывающее сцепление(Hinson, STM).
Подвески. Можно сразу купить комплекты от Ohlins, Marzocchi или WP для супермото. А можно  проапгрейдить «оригинальную» новыми пружинами с прогрессивной навивкой и наборами шайб и клапанов. Так же пригодится и линк задней подвески для занижения высоты мотоцикла. И обязательно рулевой демпфер! Поймать «расколбас» на разгоне очень просто, особенно если выставлен мотардовый угол наклона вилки.Конечно же лёгенький титановый выхлоп с карбоновым глушителем.Так же снижения веса предлагается море деталей из карбона (углепластика). Это крылья, бензобак, основание сидушки, защиты вилки и т.д. Слайдеры в колесные оси, слайдеры на подножки, защиты руля. Слайдер-кольцо на глушитель. Кнопка для фиксирования передней подвески в сжатом состоянии на старте (Hole Shot device).
Нужно понимать что падение даже на небольшой скорости на асфальте очень отличается от падения на грунте. Мотоцикл падает словно на раскатанный рулон наждачной бумаги и чем лучше он будет к этому подготовлен – тем меньше будет стоимость этого падения.
 
konvertacia6
 
Но купить все «вкусности», это еще далеко не все. Все это нужно установить на мотоцикл и грамотно настроить.
О настройках подвески вам лучше всего поведает библия настройщиков подвесок от все той же компании RaceTech. Называется книжечка "Race Tech's Motorcycle Suspension Bible by Lee Parks". Настройка мотарда - дело очень тонкое т.к. мотардисты едут и по асфальту, и по грунту. То есть лучше обратиться к специалистам или самому штудировать мат. часть.
Настройка карбюратора под другой выхлоп и увеличенный диаметр поршневой тоже весьма не простое дело. Очень рекомендую поехать в мастерскую, где есть динамометрический стенд, иначе проблем не избежать.
С тормозами, пожалуй, вопрос самый простой. Их надо просто аккуратно смонтировать, не забыв посадить болты на фиксатор резьбы. Как ни странно, но тормозную жидкость надо использовать Dot 4, а не 5.1 или RBF как многие думают. «Тормозуха» гигроскопична, то есть всасывает влагу из воздуха.  Например жидкости RBF это делают моментально, то есть менять ее надо чуть ли не каждую неделю. А если этим пренебречь, то накопившаяся в тормозной жидкости вода начинает кипеть при агрессивной езде, что и приводит к проваливанию рычага. Так что просто залейте хороший синтетический Dot 4 (это естественно не касается тормозных машинок, например Magura или Brembo, где желательно использовать «фирменную» жидкость).
Ниже я дам несколько полезных советов начинающим мотардистам:
Когда поставите заднее колесо, убедитесь что цепь проходит по обеим звездам без перекоса. Это хорошо видно, если, нагнувшись посмотреть на цепь вдоль, сзади мотоцикла. После установки колес, покрутите их на поднятом мотоцикле, чтобы убедиться что все крутится легко и без заеданий. Подшипники при замене или установке новых могут встать не на место и при затягивании гайки оси их будет «прихватывать».
Кстати, слайдеры колесных осей можно сделать самому из колесиков от скейтборда.
При падении часто ломается основание бачка с тормозной жидкостью. Я рекомендую вместо болта крепить его на пластиковые хомутики-стяжки. Они при падении рвутся, сохраняя бачок.
Болты крепления тормозных механизмов, масляных магистралей, масляных фильтров, пробок и крышек. Их нужно просверлить тонким сверлом и надежно зафиксировать тонкой проволокой.
Запомните, что на мотардах очень часто откручивается задняя звезда. На чемпионате Британии в прошлом году один из лидеров сошел по этой банальной причине. Так что всегда перед гонкой проверяйте затяжку задней звезды!
Цепи на мотардах испытывают серьезные нагрузки. Чаще меняешь – меньше риск «схода»» из-за обрыва. Если мотоцикл используется только для гонок, можно ставить цепь без резиновых уплотнителей. Она дешевле и легче крутится. Проколы колес на гонках не редкость. Мой первый сход был именно по этой причине. Запаситесь камерами, они уже есть в продаже в  Москве. Или сделайте спицованное колесо бескамерным. Наборы для этого делает японская фирма Outex (или почитайте статью в нашем разделе о самостоятельной переделке).
Совершенству нет предела. Я описал лишь основные моменты. Совершенствуйтесь сами, совершенствуйте мотоцикл и до встречи на картодроме.
 
 
Сергей Тургенев.
(оригинал - motogon.ru)
 
 
 
Prev Next
Первый этап Супермото 2024

Первый этап Супермото 2024

4-5 мая открываем 20й Юбилейный сезон Чемпионата Супермото и Минимотард 2024! 

Пятый и шестой этапы Супермото 2023

Пятый и шестой этапы Супермото 2023

23 сентября 5 этап и 24 сентября 6 этап Чемпионата Супермото и Минимотард 2023

Четвертый этап Супермото 2023

Четвертый этап Супермото 2023

12-13 августа 4 этап Чемпионата Супермото и Минимотард 2023

Кубок Kayo 2023

Кубок Kayo 2023

22-23 июля 2023 Кубок Kayo

Третий этап Супермото 2023

Третий этап Супермото 2023

17-18 июня 3 этап Чемпионата Супермото и Минимотард 2023

Второй этап Супермото 2023

Второй этап Супермото 2023

3-4 июня ждём всех на 2 этапе Чемпионата Супермото и Минимотард 2023

Первый этап Супермото 2023

Первый этап Супермото 2023

Приглашаем на 1 этап Чемпионата Супермото и Минимотард 2023 13-14 мая

Итог Чемпионата Супермото и Минимотард 2022

Итог Чемпионата Супермото и Минимотард 2022

Завершился Чемпионат Cупермото и Минимотард 2022

Пятый этап Супермото 2022. Финал

Пятый этап Супермото 2022. Финал

Финал Супермото и Минимотард 2022!

Prev Next
Календарь чемпионата Европы по супермото 2021

Календарь чемпионата Европы по супермото 2021

FIM Europe и Xiem рады объявить предварительный календарь чемпионата Европы по супермото на 2021 год.

33й Супербайкер

33й Супербайкер

11-13 октября 2019, Мете Бельгия 

Календарь чемпионата Европы по супермото 2018

Календарь чемпионата Европы по супермото 2018

Календарь чемпионата Европы по супермото 2018

Чемпионат FIM Азия Супермото 2017, 1 этап

Чемпионат FIM Азия Супермото 2017, 1 этап

2-3 сентября в Таиланде стартует Чемпионат Азии по супермото 2017.

Календарь чемпионата Мира и Европы по супермото 2017

Календарь чемпионата Мира и Европы по супермото 2017

Обновлен календарь чемпионата Мира и Европы по супермото 2017

Супермото Азия 2016, Финал

Супермото Азия 2016, Финал

Заключительный этап Чемпионата Азии по супермото состоится 17-18 декабря в Куала-Лумпур, Малайзия

30-й Superbiker, Mettet

30-й Superbiker, Mettet

7-8-9 Октября крупнейшее событие Супермото в мире празднует свое 30-летие! 

Кубок Содружества по супермото, Минск

Кубок Содружества по супермото, Минск

4 сентября на картодроме на Боровой прошли заезды Кубка Содружества по супермото. 

Мауно Хермунен не поедет Чемпионат мира по супермото

Мауно Хермунен не поедет Чемпионат мира по супермото

Мауно Хермунен рассказал о своем неучастии в Чемпионате Мира по супермото 2016.

Prev Next
Сборы по супермото Крым

Сборы по супермото Крым

9-18 октября приглашаем на тренировки по супермото на CrimeaGP

Поездка на Superbiker 2017

Поездка на Superbiker 2017

Решение поехать пятый раз на Супербайкер в этом году пришло в последний момент, после того как перенесли даты Чемпионата Азии. 

Сергей Денисов - гонщик "серебряной мечты"

Сергей Денисов - гонщик "серебряной мечты"

Первое серьёзное задержание командир взвода отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по СВАО капитан полиции Сергей Денисов помнит так, будто это было вчера: погоня, опасность, преодоление страха. Именно тогда он понял,...

Отличная социальная реклама про супермото

Отличная социальная реклама про супермото

Отличная социальная реклама о различиях гонках на супермото на треке и в городе!

Совместные тренировки Макара Юрченко и Брэдли Смита в Испании

Совместные тренировки Макара Юрченко и Брэдли Смита в Испании

Гонщик серии MotoGP Брэдли Смит и райдер команды АвтоМотоАльянс Макар Юрченко, который представляет Россию на престижных соревнованиях Red Bull MotoGP Rookies Cup, объединились, чтобы провести несколько тренировочных трек-дней в Испании в ...

Макар Юрченко на 5 и 6 этапе Red Bull MotoGP Rookies Cup

Макар Юрченко на 5 и 6 этапе Red Bull MotoGP Rookies Cup

MotoGP Гран-при Германии запомнится российским болельщикам мотоспорта 4-ой позицией Макара Юрченко на стартовой решетке и отчаянной борьбой с соперниками на одном из самых коротких, но в то же время самых...

Макар Юрченко примет участие в Чемпионате России по Супермото 2015

Макар Юрченко примет участие в Чемпионате России по Супермото 2015

В 2015 году параллельно с чемпионатом Red Bull MotoGP Rookies Cup 2015 Макар Юрченко будет принимать участие в Чемпионате России по Супермото в команде Авто Мото Альянс.

Статья о Макаре Юрченко на сайте RedBull(Видео)

Накануне начала официальных тестов Red Bull MotoGP Rookies Cup мы поговорили с Макаром о его гоночной карьере. Смотри его ответы на видео.