1. Supermoto
  2. MiniMotard
  3. FlatTrack

SM3

MM3

FTDT

Поиски самого лучшего гонщика привели к созданию самого лучшего мотоцикла.

s-huligan1

В мотоспорте всегда сосуществовали два противоположных полюса: шоссейно-кольцевые мотогонки и мотокросс. Между этими специфическими дисциплинами нет почти ничего общего.

Различаются и внешний вид, и конструкция мотоциклов и двигателей, и техника управления машинами, и даже требования к физическим данным пилотов (в идеале кольцевик должен обладать небольшим ростом и весом, а кроссмен – богатырской физической силой).

Кроссовый мотоцикл не может быстро проехать по асфальтовому кольцу, тогда как шоссейник абсолютно беспомощен на гаревой трассе.
В то же время и спортсменов, и зрителей всегда интересовал вопрос: кто все-таки самый лучший мотогонщик, кто лучше владеет двухколесной машиной, независимо от ее специфики? В конце 1970-х – начале 1980-х в Америке шла телепередача Superbiker. В ней впервые показали невероятные гонки на мотоциклах по трассе, состоящей из асфальтовых и гаревых участков с мотокроссовыми трамплинами. Так начинали набирать популярность соревнования AMA Supermoto – гонки супермотардов.
В те времена соревнования Supermoto были очередным экстремальным шоу компании Red Bull, известной своим пристрастием к необычным спортивным состязаниям. Позже, когда выяснилось, что супермотард – это практически идеальный мотоцикл для города, серийные модели супермотардов появились в гаммах крупных мотопроизводителей. Тем не менее Supermoto по сей день присущ особый хулиганский антураж, дух безграничной свободы в городе.

Городской хулиган

Идея супермотарда проста. За основу универсального байка взят кроссовый мотоцикл. Только вместо традиционных колес (19 дюймов заднее и 21 дюйм переднее) с внедорожной резиной и развитым протектором насупермотард установлены 17-дюймовые колеса со сликами или полусликами (резиной с минимально выраженным протектором) от шоссейника.
Кроссовая основа Supermoto связана с отличной управляемостью внедорожников. Длиннобазный, низкий и широкий шоссейник с максимально опущенным центром тяжести позволяет сохранить стабильность в скоростных, но достаточно пологих поворотах. Высокий и узкий «кроссач» не стесняет свободы гонщика и дает возможность мгновенно изменять направление движения, а также контролировать положение байка в глубоком заносе. Шоссейные колеса с гладкими шинами позволяют супермотарду выиграть время на асфальте – на сликах он быстрее разгоняется, может проходить повороты «вкатыванием», без скольжений, не теряя скорости.
Супермотард сохранил кроссовую длинноходную подвеску – только лишь она способна мягко «приземлить» мотоцикл после трамплина, не допустив повреждения колес, вилки или рамы. Мотоцикл делается лишь чуть-чуть ниже, чтобы снизить центр тяжести и улучшить управляемость в скоростных асфальтовых поворотах.

s-huligan4

Тормоза супермотарда ближе к шоссейным, нежели к кроссовым. Мощные вентилируемые диски с четырех- или шестипоршневыми суппортами – реальная необходимость для Supermoto, так как на асфальтовых участках трассы мотоциклы достигают настоящих асфальтовых скоростей (до 150 км/ч). С асфальтовыми скоростями связано и повышенное внимание к аэродинамическим качествам супермотардов: для них разрабатываются специальные обвесы.
Наконец, в гонках Supermoto чрезвычайно важна характеристика двигателя мотоцикла. В мотокроссе ключевым моментом является эластичность мотора. Мощность должна плавно нарастать с ростом оборотов двигателя, так как при ее скачкообразном увеличении гонщик потеряет контроль над мотоциклом в скольжении. Чед Уотс, механик команды Red Bull, считает, что популярные некогда двухтактные двигатели уступили место четырехтактным не из соображений экологии и маркетинга, как думают многие, а из-за своего взрывного характера. Эластичность не менее важна и для супермотарда, так как гаревые участки трассы очень скользкие. Однако для улучшения скорости на асфальте стандартные моторы форсируют, делая их чуть более резкими и выигрывая в максимальной мощности на высоких оборотах.
Супермотард способен обставить любой другой мотоцикл не только на специальной смешанной трассе, но и в естественных городских условиях. Он отлично чувствует себя на асфальте, быстр и устойчив на шоссейном покрытии. Супермотарду не придется стоять в пробках – отличная управляемость позволяет ему легко лавировать между автомобилями, а длинноходная подвеска – забираться на тротуары. При желании на мотоцикле можно носиться даже по лестницам и подземным переходам (заметьте, сотрудники органов правопорядка на BMW на такое не способны).
Считается, что настоящий супермотард обязательно нужно строить самостоятельно из кроссового мотоцикла. Тем не менее неплохого уличного хулигана вполне можно приобрести и в магазине. Модели Husqvarna Nox и KTM Duke II уже стали легендарными.

s-huligan3

Трасса с сюрпризом
Трасса для гонок Supermoto строится на стадионе или же на любой открытой площадке. Ее основное достоинство состоит в том, что зрители могут видеть всю трассу целиком, а не отдельный ее участок. Соотношения асфальта и гари, конфигурация поворотов и разнообразных препятствий уникальны для каждой трассы. Например, трек Laguna SECA Raceway состоит на 70% из асфальта и на 30% из гари, к тому же содержит трамплины в стиле Supercross. Трасса непривычна как для гонщиков-кольцевиков, так и для кроссменов. Она готовит массу сюрпризов и для зрителей, и для пилотов.
Прежде всего, асфальтовая часть трассы не обеспечивает такого сцепления колес с дорогой, как на шоссейно-кольцевых гонках. Проезжая по гаревому участку, гонщики привозят на асфальт грязь, прилипшую к разогретым шинам. В результате асфальт становится довольно скользким. Проходить ли асфальтовые повороты в заносе или «вкатыванием» – каждый гонщик решает самостоятельно.

s-huligan2

По словам семикратного чемпиона в суперкроссе, участника AMA Supermoto Джереми Макграта, самым сложным моментом в гонке является выезд с гари на асфальтовое покрытие. Гладкий асфальт, обильно присыпанный грязью, – это еще более скользкая поверхность, чем сама гарь. Не потерять контроль над мотоциклом и попросту не упасть в этой ситуации – задача, уже требующая солидного опыта и высокого мастерства.
Мало того, трасса изменяется по ходу гонки. Гонщики выносят все больше и больше гари на асфальт, делая его все более скользким. Умение адаптироваться к изменяющимся условиям трассы – необходимый навык для гонщика Supermoto.
Джереми Макграт говорит, что гонки супермотардов дают невероятное ощущение жесткой борьбы с соперниками. В суперкроссе трасса настолько широка, что гонщик фактически борется только с самим собой, а побеждает тот, кто в принципе способен проехать трассу быстрее. На узком треке Supermoto каждый обгон – это значительное событие. Обогнать соперника можно лишь в том случае, если он совершит ошибку или если ты способен пройти поворот намного быстрее. Контактная борьба тоже не такая уж и редкость для этих соревнований.
Чистый спорт
Гонки супермотардов проходили и в Москве, на картодроме «Пилот» в Медведково. Гаревого участка на медведковской трассе не было. Зато супермотарды имели возможность блеснуть своей фантастической управляемостью, проходя крутые повороты картодрома. Гонка прошла с огромным успехом, а главное, начало было положено. В настоящее время множество российских мотоциклистов строят свои Supermoto, делясь опытом в специальных журналах и на форумах с другими энтузиастами этого перспективного вида спорта. Серийные машины встречаются и в мотосалонах, и на дорогах.
Особенно важно и то обстоятельство, что гонки супермотардов еще не успели превратиться в арену борьбы промышленных производителей-рекламодателей за долю на рынке, не стали соревнованиями для избранных, закрытым клубом. Они обходятся организаторам сравнительно недорого и не обладают грандиозностью и пафосом, характерным для элитных шоссейно-кольцевых мотогонок и суперкросса. Соревнования Supermoto всегда проходят в непринужденной дружеской атмосфере, пилоты с радостью демонстрируют свои хулиганские машины, а зрители получают огромное удовольствие от захватывающей честной борьбы.

Июнь 2005  Автор: Сергей Апресов.  Журнал Популярная Механика.

Prev Next
Первый этап Супермото 2024

Первый этап Супермото 2024

4-5 мая открываем 20й Юбилейный сезон Чемпионата Супермото и Минимотард 2024! 

Пятый и шестой этапы Супермото 2023

Пятый и шестой этапы Супермото 2023

23 сентября 5 этап и 24 сентября 6 этап Чемпионата Супермото и Минимотард 2023

Четвертый этап Супермото 2023

Четвертый этап Супермото 2023

12-13 августа 4 этап Чемпионата Супермото и Минимотард 2023

Кубок Kayo 2023

Кубок Kayo 2023

22-23 июля 2023 Кубок Kayo

Третий этап Супермото 2023

Третий этап Супермото 2023

17-18 июня 3 этап Чемпионата Супермото и Минимотард 2023

Второй этап Супермото 2023

Второй этап Супермото 2023

3-4 июня ждём всех на 2 этапе Чемпионата Супермото и Минимотард 2023

Первый этап Супермото 2023

Первый этап Супермото 2023

Приглашаем на 1 этап Чемпионата Супермото и Минимотард 2023 13-14 мая

Итог Чемпионата Супермото и Минимотард 2022

Итог Чемпионата Супермото и Минимотард 2022

Завершился Чемпионат Cупермото и Минимотард 2022

Пятый этап Супермото 2022. Финал

Пятый этап Супермото 2022. Финал

Финал Супермото и Минимотард 2022!

Prev Next
Календарь чемпионата Европы по супермото 2021

Календарь чемпионата Европы по супермото 2021

FIM Europe и Xiem рады объявить предварительный календарь чемпионата Европы по супермото на 2021 год.

33й Супербайкер

33й Супербайкер

11-13 октября 2019, Мете Бельгия 

Календарь чемпионата Европы по супермото 2018

Календарь чемпионата Европы по супермото 2018

Календарь чемпионата Европы по супермото 2018

Чемпионат FIM Азия Супермото 2017, 1 этап

Чемпионат FIM Азия Супермото 2017, 1 этап

2-3 сентября в Таиланде стартует Чемпионат Азии по супермото 2017.

Календарь чемпионата Мира и Европы по супермото 2017

Календарь чемпионата Мира и Европы по супермото 2017

Обновлен календарь чемпионата Мира и Европы по супермото 2017

Супермото Азия 2016, Финал

Супермото Азия 2016, Финал

Заключительный этап Чемпионата Азии по супермото состоится 17-18 декабря в Куала-Лумпур, Малайзия

30-й Superbiker, Mettet

30-й Superbiker, Mettet

7-8-9 Октября крупнейшее событие Супермото в мире празднует свое 30-летие! 

Кубок Содружества по супермото, Минск

Кубок Содружества по супермото, Минск

4 сентября на картодроме на Боровой прошли заезды Кубка Содружества по супермото. 

Мауно Хермунен не поедет Чемпионат мира по супермото

Мауно Хермунен не поедет Чемпионат мира по супермото

Мауно Хермунен рассказал о своем неучастии в Чемпионате Мира по супермото 2016.

Prev Next
Сборы по супермото Крым

Сборы по супермото Крым

9-18 октября приглашаем на тренировки по супермото на CrimeaGP

Поездка на Superbiker 2017

Поездка на Superbiker 2017

Решение поехать пятый раз на Супербайкер в этом году пришло в последний момент, после того как перенесли даты Чемпионата Азии. 

Сергей Денисов - гонщик "серебряной мечты"

Сергей Денисов - гонщик "серебряной мечты"

Первое серьёзное задержание командир взвода отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по СВАО капитан полиции Сергей Денисов помнит так, будто это было вчера: погоня, опасность, преодоление страха. Именно тогда он понял,...

Отличная социальная реклама про супермото

Отличная социальная реклама про супермото

Отличная социальная реклама о различиях гонках на супермото на треке и в городе!

Совместные тренировки Макара Юрченко и Брэдли Смита в Испании

Совместные тренировки Макара Юрченко и Брэдли Смита в Испании

Гонщик серии MotoGP Брэдли Смит и райдер команды АвтоМотоАльянс Макар Юрченко, который представляет Россию на престижных соревнованиях Red Bull MotoGP Rookies Cup, объединились, чтобы провести несколько тренировочных трек-дней в Испании в ...

Макар Юрченко на 5 и 6 этапе Red Bull MotoGP Rookies Cup

Макар Юрченко на 5 и 6 этапе Red Bull MotoGP Rookies Cup

MotoGP Гран-при Германии запомнится российским болельщикам мотоспорта 4-ой позицией Макара Юрченко на стартовой решетке и отчаянной борьбой с соперниками на одном из самых коротких, но в то же время самых...

Макар Юрченко примет участие в Чемпионате России по Супермото 2015

Макар Юрченко примет участие в Чемпионате России по Супермото 2015

В 2015 году параллельно с чемпионатом Red Bull MotoGP Rookies Cup 2015 Макар Юрченко будет принимать участие в Чемпионате России по Супермото в команде Авто Мото Альянс.

Статья о Макаре Юрченко на сайте RedBull(Видео)

Накануне начала официальных тестов Red Bull MotoGP Rookies Cup мы поговорили с Макаром о его гоночной карьере. Смотри его ответы на видео.