• vtem skitter

    Церемония награждения Супермото 2017

    2 декабря состоится Церемония награждения победителей Чемпионата России и Кубка Москвы по супермото 2017!…

  • vtem skitter

    Поездка на Superbiker 2017

    Решение поехать пятый раз на Супербайкер в этом году пришло в последний момент, после того как перенесли даты Чемпионата Азии.  …

  1. Supermoto
  2. MiniMotard
  3. FlatTrack

SM3

MM3

FTDT

18
Июнь 2010

Журнал МотоДрайв.

Многие люди созрели до понимания того, что в современном городе самым быстрым и наиболее комфортным видом транспорта, особенно в условиях перманентной ''пробки'' и горячей взаимной ненависти участников дорожного движения, является мотоцикл. На этом все единство мотоциклетной части народонаселения заканчивается, ведь у каждого свое мнение относительно того, какой тип мотоциклов для города оптимален. Кто-то голосует в пользу “спортов”, мол, динамические возможности позволяют держаться далеко впереди потока и ''на ура'' объезжать пробки по ''встречке''.

Немедля им оппозицию составляют владельцы стритфайтеров и неоклассиков: любое мало-мальски серьезное падение или контакт с машиной в потоке, что бывает сплошь и рядом, грозит ремонтом пластикового обвеса не на одну сотню “вечнозеленых”, поэтому эти самые ''нейкеды'' и есть лекарство от всех болезней. Особняком ото всех стоят скутеристы, которые на своих юрких машинках смотрят на мир совершенно по-особенному. Тут, по всем законам жанра, я должен встать на сторону одних, других или третьих, и продолжать раскручивать ''сюжет''.

Придется вас разочаровать. По моему скромному разумению, ни один из вышеперечисленных классов не подходит для ''пуляния'' в условиях большого города. А наталкивают на такие крамольные мысли байки такого экзотичного (пока) у нас класса, как Supermoto (SuperMotard).

Какие мотоциклы самые выносливые, неприхотливые и при этом обладают завидной динамикой и маневренностью? Верно: кроссовые байки или легкие эндуро. Но для города их зубастый протектор резины и разновеликие внедорожные колеса совсем не подходят, делая на асфальте поведение отличных машин похожим на оное у представителей семейства крупного рогатого скота.

И вот, с легкой руки какого-то экстремала-любителя, дерзнувшего поставить “кроссач” на спортбайковские диски с самой, что ни на есть, дорожной резиной, миру явился так почитаемый сегодня в Европе класс Supermoto.

Французы с американцами вот уже почти двадцать лет борются за право обладать лаврами первооткрывателей. Янки говорят, что Supermoto родились, когда в далеких восьмидесятых охочие до всяких сенсаций американцы решили выяснить, кто лучше: кольцевики или мотокроссмены. Для того, чтобы поставить представителей обоих дисциплин в более менее равные условия, построили некий гибрид кроссача и кольцевого байка, отправив пилотов гонять по асфальтированной трассе, на которой был сектор с трамплином и гравием.

Французская версия такова: местная молодежь, никогда не отличавшаяся законопослушностью и любовью к органам правопорядка, остро нуждалась в легком и быстром транспорте, позволявшем уходить от фликов (ментов по-нашему), по пробкам, подземным переходам и другим местам, мало приспособленным для передвижения нормальной техники, включая мотоциклы. Выходом стал все тот же Supermoto, легкий, динамичный, совершенно равнодушный к качеству покрытия благодаря кроссовым подвескам, с “неубиваемым” движком и полным отсутствием лекобьющегося пластика — просто мечта! Лично мне французская версия кажется более правдоподобной, особенно с точки зрения объяснения такой бешеной популярности Supermoto в Европе.

Как бы там ни было, этот класс мотоциклов как нельзя лучше вписывается в современное понятие жизни в ''стиле Х''.

Итак, выкиньте из головы так часто повторяемые многими личностями, страдающими снобизмом, постулаты о том, что ''меньше литра — это не круто'' или ''какой там экстрим, если под задом меньше сотни ''лошадок''''. Пусть продолжают жить в сладком неведении. Мы-то знаем, что экстремальность определяется лишь уровнем мастерства и степенью ''безбашенности'' конкретного индивида, нужна лишь благодатная почва. Именно такой почвой и можно считать Супермотарды.

В результате почти тридцатилетней эволюции супермотардов эти мотоциклы можно условно разделить на две ''ветви'': уличные и гоночные мотарды. Условно потому, что программа тюнинга, в принципе, сходна, но отличается глубиной и сложностью вмешательсва в ''потроха'' байка.

Наибольшую популярность “мотардам” в мире принесли уличные мотоциклы, которые чаще всего получают путем самостоятельного тюнинга легких эндуро или кроссовых мотоциклов. В принципе, для переделки подходит любой мотоцикл, но наибольшей благосклонностью у мотардистов всего мира пользуются модели Honda серии CR и кроссовые мотоциклы семейства Kawasaki KХ. Популярны и байки Yamaha, например, YZ426F и WR400F, не говоря уже про KTM и Husqvarna. Советуем обратить внимание именно на эти модели, так как ввиду их популярности на рынке есть множество готовых тюнинговых комплектов и аксессуаров.

Как водится, корнем всех переделок является смена среды обитания мотоцикла с грунтовой на асфальтовую. Соответственно первыми ''под нож'' попадают колеса: вместо разновеликих внедорожных устанавливаются вполне дорожные размером 17''. Для большего эстетизма можно порадовать байк, а заодно и себя, литыми дисками, но если в планах похулиганить — лучше остановиться на спицованых — их способность поглощать энергию удара не в пример лучше, что пойдет на пользу при прыжках и езде по лестницам, бордюрам и прочим элементам урбанистического пейзажа..

Вторым номером идут тормоза. При внедорожной езде основная нагрузка ложиться ''на плечи'' заднего тормоза, однако на асфальте все как раз наоборот. Вперед придется поставить полноценный тормозной механизм от средней кубатуры спортбайка или спорт-туриста. При этом следует помнить, что если вы не используете готовый кит для вашей модели, то, не исключено, что придется применить переходники для установки диска и суппорта. Что касается подвесок, то все зависит от ваших личных предпочтений и типа мотоцикла: на хорошем кроссаче или ''хардкорном'' эндуро можно вполне оставить оригинальные, если же в ''конюшне'' просто легкий эндурик, а вы планируете дорожные бесчинства, то имеет смысл заменить оригинальные элементы подвесок жесткими тюнинговыми, обладающими широкими возможностями для регулировки. Рама супермотарда также испытывает серьезные нагрузки, поэтому если машина не относится к ''породистым'' кроссачам или хард-эндуро, то вовсе не лишним будет усилить ее в наиболее ''проблемных'' точках.

Логично, что у любого спортсмена, уличного мото-хулигана и иже сними, рано или поздно возникает потребность в большей мощности. Если не ставить перед собой запредельных целей, то вполне подойдет “дедовский” способ с установкой “прямотока”, фильтра нулевого сопротивления и комплекта Dynojet. Еще лучше, если есть соответствующий набор тюнинговых комплектующих от производителя мотора именно вашего байка. Такой подход не приведет к огромному улучшению характеристик, но разница все же будет достаточно ощутима. Если на первое место выходит потребность в максимальной мощности, то специалисты советуют установку поршней, повышающих компрессию, титановых шатунов и распредвалов с острым профилем кулачков. Совсем не лишними будут спортивные карбюраторы и, последний писк “мотардистской” моды: карбоновые диски сцепления. О, чуть не забыл: еще советуют забыть о кошельке и перейти на хлеб и воду!

В любом случае, не поленитесь загнать байк на динамометрический стенд для соответствующей регулировки, иначе весь ваш недешевый тюнинг не будет стоить и гроша.

Вопрос выбора резины для такого специфического типа мотоциклов также достаточно актуален. Пока выбор шин для супермотардов не блещет широтой, но, в принципе, все основные производители предлагают товары для мотардистов. Наибольшей популярностью среди дорожных водителей пользуются шины Dunlop GPR 70 R и Pirelli MT60 R, а Bridgestone Battlax BT92 занимают третье место. Для гонок подойдут слики, а особо изощренные и продвинутые ставят “дождевую” асфальтовую резину впереди и слик, но с вручную нарезанным ассимметричным протектором — сзади.

И, наконец, о том, чего ради весь сыр-бор. Ради практически абсолютной свободы передвижения в городе. Отныне советую выбросить карту города и обзавестись компасом — на мотарде вполне можно ездить по азимутам, не ограничивая себя рамками дорог, а любые препятствии преодолеваются легко и непринужденно (помните о кроссовом прошлом вашего байка?). Теперь можно снисходительно посмотреть сверху вниз на спортбайкеров, парящихся в пробке, — теперь то он вряд ли скажет ''сушеная вобла'' на ваш байк, ведь тонкий стан — еще один плюс в городе, в придачу к сумасшедшей динамике и отличной маневренности. Особый же кайф — возможность объединить элементы кроссовой и кольцевой техники езды, проходя быстрые повороты ''с коленочкой'', а медленные — в головокружительном заносе.

В любом случае, мотарды дарят нам еще одну возможность черпать адреналин ведрами, так что дерзайте!